Яндекс.Метрика
 

   
Главная >> Медицинские статьи >> Фармакология и фармация

Общие тенденции отечественного фармрынка

И. Батоева
ЦМИ “Фармэксперт”
Несмотря на все экономические перипетии, сопровождающие российскую экономику, можно говорить о сохранении позитивных общеэкономических тенденций. По официальным данным, рост доходов населения в 2002 г. составил 8,8%, рост ВВП — 4,1-4,3%. В контексте приведенных данных логично предположить развитие благоприятных условий для всего рынка. Однако снижение инвестиционной активности, уменьшение рентабельности во многих отраслях сдерживают развитие экономики. В отношении отечественного фармрынка применимы эти же факторы. К тому же существуют определенные тенденции, обусловленные социальной направленностью отрасли.
Таблица 1. ТОР10 отечественных предприятий по объему производства в 2002 г. PDF-документ, 18КБ >>
Таблица 2. ТОР10 дистрибьютеров-импортеров ЛС по объему импорта в 2002 г.
Таблица 3. ТОР10 дочерних компаний иностранных производителей по объему импорта в 2002 г. PDF-документ, 26КБ >>
Таблица 4. ТОР10 торговых наименований ЛС по объему розничных продаж в 2002 г. PDF-документ, 20КБ >>

По итогам 2002 г. объем фармрынка составил около 3,0 млрд долл. в ценах производителя, причем доля госпитального сектора составила около 20%. В отличие от 2001 г. объем рынка увеличился на 17%. Несмотря на введение НДС с 1 января 2001 г. потребление лекарственных средств не претерпело существенных изменений ввиду низкой эластичности спроса. Однако соотношение ЛС отечественного и зарубежного производства в стоимостном выражении продолжает постепенно смещаться в сторону последних (рис. 1).
Отечественное производство в 2002 г. сохранилось почти на уровне 2001 г., составив 868 млн долл., что несколько ниже показателя 2001 г. (на 3%). Передовыми по объему производства отечественными производителями остаются “ICN Фармасьютикалс”, “Отечественные лекарства”, “Ферейн”, “Акрихин” и т.д. (табл. 1). В отношении ассортиментной политики многие российские предприятия придерживаются производства традиционных для России препаратов, в то же время показательны примеры ведущих производителей, переориентировавших свои мощности на производство современных лекарственных средств.
Импорт медикаментов в 2002 г. составил 1,564 млрд долл., что на 12,8% меньше, чем в 2001 г. (по данным ГТК РФ). Причиной снижения послужило создание товарных запасов в IV квартале 2001 г. в преддверии введения НДС.
Более 60% импортных поставок обеспечивают компании-дистрибьютеры. Среди 10 ведущих дистрибьютеров в 2002 г. произошли некоторые перестановки. Так, значительно увеличили свою долю “Аптека-Холдинг” (с 0,86 до 1,73) и “Катрен” (с 0,33 до 1,16), что позволило им занять соответственно 5-е и 9-е места в рейтинге дистрибьютеров-импортеров (табл. 2).
Около 24% импорта в 2002 г. пришлось на дочерние компании иностранных производителей. Из них многие продемонстрировали снижение поставок (табл. 3). Данный факт свидетельствует о тенденции некоторых иностранных производителей переводить импортные поставки через дистрибьютерский сектор.
Розничные продажи в 2002 г. не претерпели существенных изменений. На долю первых десяти торговых наименований пришлось около 6,6% розничного рынка. Лидирующие позиции сохранили за собой но-шпа, кавинтон, эссенциале Н (табл. 4). В сравнении с 2001 г. существенно увеличили свою долю виагра, валокордин, ксеникал, энап – на 71, 44, 41 и 38% соответственно.
Усилия производителей фармацевтической продукции направлены на представленность своей продукции у национальных дистрибьютеров, так как это облегчает путь доставки препаратов до конечного потребителя. Одновременно и аптекам выгоднее брать расширенный ассортимент у небольшого числа дистрибьютеров c полным спектром предоставляемых услуг, не распыляя и без того ограниченные трудовые и материальные ресурсы. Тем более, что такой механизм работы пресекает поступление фальсифицированных лекарств в аптечную сеть. Все это приводит к усилению концентрации дистрибьютерского сектора. Достаточно привести следующие данные. Если в 2001 г. на долю национальных дистрибьютеров приходилось около 35% рынка, в 2002 г. — 40%, то в I квартале 2003 г. — уже около 45%. Ассортимент национальных дистрибьютеров также имеет положительную динамику и на сегодня составляет около 8-9 тыс. наименований, при этом растет доля парафармацевтической продукции.
Вопрос фальсификации ЛС неоднократно поднимался в “ФВ”. По данным Минздрава РФ, число фальсифицированных ЛС в 2001 г. составило 49 наименований, или 101 серию, причем доля препаратов российского производства — 67%, зарубежного – 31%, стран СНГ – 2%. Наиболее часто подделывают противомикробные препараты – 47%, гормональные средства – 11%, анальгетики – 7% и т.д. Выходом в данной ситуации могут быть скоординированные усилия всех участников рынка по предотвращению проникновения фальсифицированных препаратов в аптечную сеть.
Характерной тенденцией развития экономики России является процесс слияний и поглощений, не обошедший и фармрынок. Консолидация компаний позволяет снижать затраты, оптимизировать производственные мощности, осваивать новые рынки сбыта, увеличивать капитализацию компании, выходить на рынок внешних финансовых заимствований и т.д. Процесс слияния наблюдается как в сфере производства, так и в сфере дистрибуции. Так, например, в 2002 г. произошло слияние трех крупных компаний — “Россиб Фармация”, “Артромед” и “Фарм Тамда” в компанию “РОСТА”, занимающую сегодня 4-е место в рейтинге национальных дистрибьютеров. Среди российских производителей известны холдинги “Отечественные лекарства” (“Щелковский витаминный завод”, “Красфарма” и “Новосибхимфарм”), “Верофарм” (Белгородский и Воронежский филиалы).
По данным Госкомстата РФ, потребительские расходы населения увеличились в 2002 г. на 6,9%, что способствовало росту оборота розничной торговли. В связи с этим логично выглядит рост аптечных сетей, впервые появившихся в начале 90-х гг. в виде негосударственной аптечной сети “Мультифарма”, объединявшей на тот момент около 40 аптек и сменившей затем вывеску на “ICN”. В дальнейшем появились фарммаркеты “36,6”, включающие все элементы брендинга и предложившие потребителю российский аналог западных drugstore. Создание аптечных сетей продиктовано экономическими условиями и преследует своей целью повышение рентабельности бизнеса, в то же время требуя значительных инвестиций в свое развитие. Отличительной чертой аптечных сетей, особенно с открытой формой торговли, является преобладание в ассортименте парафармацевтических товаров как класса масс-маркет, так и класса премиум. Это тем более актуально, учитывая, что рост парфюмерно-косметического рынка в России составляет 10-15% в год. На сегодняшний день в России, по данным Минздрава РФ, присутствует около 60,7 тыс. аптечных предприятий, из них более 40% входит в аптечные сети, созданные государственными предприятиями, акционерами и индивидуальными предпринимателями. Большинство аптечных сетей с частной формой собственности сконцентрировано в центральных городах, характеризующихся высокой покупательской способностью.
Статья опубликована в журналеФармацевтический вестник

07.07.2003

Смотрите также:
Оперативная тактика при удалении дополнительной нижней конечности,   Почему мужчина изменяет?,   Мифы и правда о «классических» рецептах красоты,   Медикаментозная терапия первичного (идиопатического) остеоартроза,   Не содержащий хлора дезинфицирующий препарат широкого спектра применения «АНАВИДИН».
Интересные факты:
Особенности маркировки оправ, содержащих драгоценные металлы
В этой статье нам бы хотелось обратить внимание на некоторые, может быть, не всем известные, особенности маркировки оправ, содержащих драгоценные металлы.
Точность прицела
Для того чтобы лекарство добралось до больного органа в сохранности, придуманы десятки способов. Справиться с недугами нам помогают инъекции, таблетки, свечи, пластыри, аэрозоли. Оправдано ли такое многообразие лекарственных форм или это ухищрения фармацевтических фирм? Как выбрать самое подходящее средство?
Целиакия – современное состояние проблемы
Введение Целиакия - иммунозависимое заболевание, которое поражает прежде всего желудочно-кишечный тракт. Она характеризуется хроническим воспалением слизистой оболочки тонкого кишечника, которое может приводить к атрофии ворсинок кишечника, мальабсорбции и различным клиническим проявлениям в детском возрасте и у взрослых. Кишечные симптомы могут включать диарею, абдоминальные спа
У каждой таблетки свой час
Лекарства следует принимать в то время дня, когда организм более восприимчив. Но не все об этом знают.
Клинический пример комбинированной терапии больной гомозиготной формой семейной гиперхолестеринемии
А.В. Сусеков, А.О. Елисеев, Л.А. Котова, П.П. Малышев, З.А. Алигешеева, М.Ю. Зубарева, В.В. Кухарчук, М.Ю. Щербакова*

 


© 2005-2017 www.medband.ru, написать письмо
Общие тенденции отечественного фармрынка
Медицина от А до Я. Заболевания. Симптомы.
Rambler's Top100