Яндекс.Метрика
 

   
Главная >> Медицинские статьи >> Онкология

Гемцитабин в химиотерапии некоторых солидных опухолей


Д.м.н. Л.В. Манзюк
Российский онкологический научный центр им. Н.Н. Блохина РАМН

Ежегодный 38–й международный конгресс ASCO (American Society of Clinical Oncology – Американское общество клинических онкологов) состоялся 18–21 мая 2002 г. в Орландо, США. Большое количество сообщений было посвящено роли гемцитабина (Гемзар) в химиотерапии злокачественных опухолей.
Гемцитабин в лечении рака поджелудочной железы
Запущенный рак поджелудочной железы (РПЖ) – тяжелое заболевание с фатальным исходом – в свое время оказался той злокачественной опухолью, для которой гемцитабин стал стандартом паллиативного лечения, показав свои преимущества перед 5–фторурацилом (5–ФУ) по влиянию на качество жизни, частоту объективных эффектов и общую выживаемость пациентов. С тех пор в мире проводится множество исследований, направленных на улучшение результатов лечения местно–распространенного и диссеминированного РПЖ, в которых изучаются различные дозы и режимы гемцитабина, а также его комбинации с другими цитостатиками. В таблице 1 представлены результаты II фазы клинических исследований комбинированной химиотерапии с включением гемцитабина при РПЖ.

Опираясь на экспериментальные данные о синергизме при совместном применении, гемцитабин комбинируют с такими современными цитостатиками, как томудекс, таксаны, оксалиплатин и др. Продолжаются работы и по сочетанному введению гемцитабина с различными дозами и режимами 5–фторурацила. Большинство авторов в выводах к своим публикациям указывают на высокую эффективность и приемлемую токсичность изученных режимов. Однако токсичность комбинированной химиотерапии, как правило, выше, что очень важно для больных распространенным РПЖ. Важность этой проблемы подчеркивалась на состоявшейся 18 мая 2002 г. в Орландо Объединенной образовательной сессии на тему «Рациональные подходы к гемцитабин–содержащей комбинированной химиотерапии рака поджелудочной железы».
В первом сообщении на этой сессии (Alberts S.R. et al., ab. 501) представлены результаты II фазы клинического изучения комбинации гемцитабина с оксалиплатином. В исследование включено 46 пациентов с метастатической стадией заболевания. Лечение проводилось по схеме: гемцитабин 1000 мг/м2 1 и 8 дни + оксалиплатин 100 мг/м2 1 день, повторные курсы через 3 недели. Частота объективного эффекта составила 13%, включая одну полную регрессию опухоли. 6 месяцев прожили 45% больных, 1–годичная выживаемость – около 20%. Режим переносим, но достаточно токсичен: нейтропения III–IV ст. – 49%, фебрильная нейтропения – 7%. В заключении авторы указывают, что полученные результаты практически не отличаются от лечения одним гемцитабином. В настоящее время ECOG (Восточная кооперированная онкологическая группа, США) проводит рандомизированное исследование по III фазе, в котором сравниваются два режима – монохимиотерапия гемцитабином и его комбинация с оксалиплатином.
Второе очень интересное сообщение на этой сессии было представлено из Университета Чикаго, США (Kindler H. et al., ab. 499). Оно посвящено результатам II фазы изучения комбинации гемцитабина с пеметрекседом (Алимта – новый противоопухолевый препарат компании Лилли). В исследование включено 42 пациента. Режим лечения: гемцитабин 1250 мг/м2 1 и 8 дни + пеметрексед (Алимта) 500 мг/м2 1 день, повторные курсы через 3 недели. Всего проведено 212 курсов химиотерапии, которые сопровождались довольно высокой токсичностью (III–IV ст.): нейтропения – 81%, лейкопения – 74%, анемия – 14%, тромбоцитопения – 26%, фебрильная нейтропения – 14%. Достигнуто 15% (6/40) частичных регрессий опухоли, медиана выживаемости – 6,5 мес. То есть результаты лечения не превышают эффективность одного гемцитабина, но обращает на себя внимание высокая (около 30%) 1–годичная выживаемость. В настоящее время проводится международное кооперированное исследование по III фазе, сравнивающее эту комбинацию с монохимиотерапией гемцитабином.
На сессии заслушивались еще два сообщения, посвященные результатам рандомизированных исследований по оценке гемцитабина и включающих его комбинаций при распространенном РПЖ (табл. 2). В проведенном в Австрии многоцентровом рандомизированном исследовании использовано два режима лечения:

А. Гемцитабин 2200 мг/м2 каждые 14 дней;
В. Гемцитабин 2200 мг/м2 каждые 14 дней + капецитабин 2500 мг/м2 ежедневно внутрь с 1 по 7 дни, повторные курсы с 14 дня.
В исследование включено 93 пациента, обе группы (42/41) сравнимы по возрасту, общему состоянию, распространенности процесса и характеру предшествующего лечения. Токсичность химиотерапии приемлема и практически одинакова в обеих группах за исключением диареи и полинейропатии по типу «перчатки–носки», которые у получавших комбинацию встречались чаще. Эффективность лечения одинакова – 14% и 17%, медиана выживаемости 8,2 и 9,5 мес. (р=0,289).
Таким образом, комбинация гемцитабина с капецитабином (предшественник 5–фторурацила) не имеет преимуществ перед одним гемцитабином.
Lutz M. et al. (ab. 498) представил на сессии протокол EORTC–GI 40984, в котором приняли участие 17 европейских центров. Согласно рандомизации 96 пациентов получили лечение в следующих режимах:
А. Гемцитабин 800 мг/м2 1 и 8 дни + доцетаксел 85 мг/м2 1 день, повторные курсы каждые 3 недели;
В. Доцетаксел 75 мг/м2 + цисплатин 75 мг/м2 1 раз в 3 недели.
Токсичность обоих режимов практически одинакова, однако нейтропения III–IV ст. чаще наблюдалась в гр. В. Результаты лечения не отличались по частоте объективного эффекта – 16% в обеих группах, медиана выживаемости в группе с гемцитабином несколько выше. Следует отметить, что доза гемцитабина в данном протоколе была неоптимальной.
Участники развернувшейся на сессии дискуссии пришли к заключению, что стандартом лечения РПЖ на сегодняшний день остается монохимиотерапия гемцитабином, которая дает достоверно более высокую по сравнению с 5–ФУ частоту объективных эффектов, клиническую выгоду, медиану выживаемости и 1–годичную выживаемость (около 18%). Именно гемцитабин является основой для поиска и разработки новых, более эффективных режимов комбинированного лечения распространенных форм РПЖ.
Гемцитабин в лечении немелкоклеточного рака легкого
В материалах ASCO–2002 проблема лечения немелкоклеточного рака легкого (НМРЛ) заняла ведущее место, при этом наибольшее число публикаций посвящено гемцитабину.
В настоящее время наибольшей активностью при распространенном НМРЛ обладают режимы комбинированной химиотерапии с включением производных платины (цисплатин, карбоплатин), которые являются стандартом лечения. Проанализировав результаты больших рандомизированных клинических исследований, проведенных в последние 10 лет и включавших 8468 больных НМРЛ, Raftopoulos H. et al. (ab.1284) показали, что комбинации производных платины с цитостатиками последнего поколения, такими как таксаны, гемцитабин и др., достоверно увеличивают медиану выживаемости с 7,2–7,8 мес. до 9,2 мес.
Baggstrom M.Q. et al. (ab. 1222) провел мета–анализ восьми больших клинических исследований, включавших 3296 пациентов с НМРЛ III–IV ст., и установил, что 3–я генерация современных режимов химиотерапии, включающая производные платины с таксанами или гемцитабином, увеличивает число объективных эффектов на 13% (р=0,001), а медиану выживаемости на 4% (р=0,001) по сравнению с режимами 2–й генерации (цисплатин с другими цитостатиками).
В таблице 3 представлены результаты II фазы клинических исследований комбинированной химиотерапии с включением гемцитабина при распространенном НМРЛ.

Обращает на себя внимание работа Ettinger D.S. et al. (ab. 1243), которые изучали новую комбинацию гемцитабина с пеметрекседом (Алимта) у 54 больных. Гемцитабин вводился в дозе 1250 мг/м2 1 и 8 дни, пеметрексед – 500 мг/м2 в 8 день. Всего проведено 228 циклов лечения, объективная регрессия опухоли достигла 17%. Отмечена высокая 1–годичная выживаемость – 46% при медиане выживаемости – 11,3 мес. Однако гематологическая токсичность (III–IV ст.) режима относительно высокая: нейтропения – 63%, тромбоцитопения – 7%. Авторы считают перспективным дальнейшее изучение этой комбинации.
Интересные данные представили японские авторы (Hosoe S. et al., ab. 1259) по II фазе клинических испытаний комбинации гемцитабина с винорелбином с последующим введением доцетаксела у 44 больных распространенным НМРЛ. Режим лечения: гемцитабин 1000 мг/м2 + навельбин 25 мг/м2 1 и 8 дни – 3 цикла, затем доцетаксел 60 мг/м2 1 раз в 3 недели – 3 цикла. Общая эффективность лечения высокая – 47,7%. Медиана выживаемости – 15,7 мес., 1–годичная выживаемость – 59%. Токсичность лечения умеренная: лейкопения, нейтропения и тромбоцитопения III–IV ст. составили 36%, 22% и 2%, соответственно. Полученные результаты совпадают с эффективностью комбинации карбоплатина с паклитакселом.
Значение производных платины, включенных в режимы комбинированной химиотерапии НМРЛ, демонстрируют результаты III фазы клинических испытаний, проведенные в Швеции (Sederholm C. et al., ab. 1162). Пролечено 332 пациента с распространенным НМРЛ: 1–я гр. (170 больных) получала монохимиотерапию гемцитабином – 1250 мг/м2 1 и 8 дни, повторные курсы через 2 недели; 2–я гр. (162 больных) получала гемцитабин в том же режиме в комбинации с карбоплатином AUC=5 в 1 день. Объективный эффект в двух группах соответственно составил 12% и 30%, время до прогрессирования 4 мес. и 6 мес., разница в показателях статистически достоверна.
Не уступает по эффективности комбинации гемцитабина с производными платины комбинация гемцитабина с паклитакселом (Вelani C.P. et al., ab. 1245). В рандомизированном исследовании 53 пациента лечились гемцитабином – 1000 мг/м2 1 и 8 дни. Кроме того, гр. А (25 больных) получала паклитаксел в дозе 200 мг/м2 1 день 1 раз в 3 недели, гр. В (28 больных) – паклитаксел в дозе 100 мг/м2 1 и 8 дни. По эффективности лечения два режима не отличаются (52% и 50%, включая 8% и 11% полных регрессий опухоли). Однако нейтропения и тромбоцитопения III–IV ст. значительно чаще встречались в гр. А (24% и 12% против 14,2% и 3,5%), в то время как нейротоксичность III–IV ст. наблюдалась только в гр. В (3,5%).
Таким образом, гемцитабин занял прочное место в химиотерапии НМРЛ, а его комбинации с винорелбином, топотеканом или таксанами могут быть альтернативой платино–содержащим режимам лечения.
Гемцитабин в лечении рака мочевого пузыря
Опухоли мочеполового тракта и в первую очередь рак мочевого пузыря (РМП), являются третьим показанием, при котором гемцитабин вошел в стандарты современного лекарственного лечения.
Проведенные ранее рандомизированные исследования, сравнивавшие комбинацию MVAC с комбинацией гемцитабин (G) + цисплатин (С), показали их одинаковую эффективность, но значительно меньшую токсичность режима GC (JCO, 2000, 17:3068–3077).
В настоящее время комбинация GC широко изучается, в таблице 4 представлены результаты двух исследований по I и II фазе.

В работе Hussain S.A. et al. (ab. 2493) оба препарата вводили в 1 и 8 дни 3–недельного цикла. Проводилась эскалация доз G/C по схеме: 1000/35, 1100/35, 1200/35, 1200/45, 1200/50, 1300/50, 1400/50 мг/м2. По предварительным данным этот режим активен и хорошо переносится больными.
В канадском исследовании по II фазе (Wilson J. et al, ab. 2418) режим GC в использованных дозах оказался активным – 50% объективных регрессий, но высокотоксичным. Авторы рекомендуют эти дозы G и C вводить 1 раз в 3 недели.
Далеко не все больные раком мочевого пузыря в силу преклонного возраста, неудовлетворительного общего состояния или нарушения функции почек, могут получать препараты платины.
Альтернативой платино–содержащим режимам при раке мочевого пузыря являются комбинации гемцитабина с таксанами. В таблице 5 представлены результаты ряда таких исследований по II фазе. Лечение проводили в качестве 1 и 2 линии, в том числе у платино–резистентных больных.

Albers P. et al. (ab. 797) использовали комбинацию гемцитабин + паклитаксел (GP) в 3–х и 2–хнедельном режиме. Первый режим позволял достичь большого числа полных регрессий опухоли и представляется авторам наиболее активным для дальнейшего изучения. Токсичность лекарственных комбинаций гемцитабина с таксанами умеренная.
Интересное сообщение представили Marenco D. et al. (ab. 2414) – о лечении пожилых больных запущенным РМП гемцитабином в режиме монохимиотерапии. В исследование включено 23 пациента с медианой возраста 78 лет (73–87), которым вводили гемцитабин 1200 мг/м2 в 1 и 8 дни каждые 3 недели. Объективная регрессия опухоли достигнута у 8 из 18 оцененных больных (45%), включая 3 (17%) полные регрессии. Гастроинтестинальная токсичность III ст. отмечена в одном случае, гематологическая токсичность III–IV ст. – у 2 больных. Полученные предварительные данные указывают на хорошую переносимость и высокую эффективность гемцитабина в монорежиме у пожилых и ослабленных больных.
Dalbagni G. et al. (ab. 799) представили результаты I фазы внутрипузырного введения гемцитабина у больных поверхностным раком мочевого пузыря, резистентных к БЦЖ–терапии. 18 пациентам гемцитабин вводился в мочевой пузырь на 1 час дважды в неделю в течение 3–х недель. После недельного перерыва возобновляли введение препарата в той же дозе с интервалом 3 недели – 6 раз, т.о. больные получали 12 введений гемцитабина. Использовались следующие разовые дозы гемцитабина: 500 мг – 3 больных, 1000 мг – 6 больных, 1500 мг – 3 больных, 2000 – 6 больных. Токсичность III ст. (нейтропения и тромбоцитопения) развилась у одного пациента на дозе 2000 мг. Полная регрессия опухоли достигнута у 11 из 18 больных, подтвержденная морфологически – у 7. Авторы рекомендуют для II фазы дозу гемцитабина 2000 мг (20 мг/мл) 2 раза в неделю еженедельно.
Таким образом, представленный обзор наглядно демонстрирует роль гемцитабина (Гемзар) в химиотерапии ряда солидных опухолей. В настоящее время гемцитабин является «золотым» стандартом современного лечения рака поджелудочной железы. При немелкоклеточном раке легкого и раке мочевого пузыря комбинация гемцитабина с производными платины широко используется в первой линии химиотерапии. Был опубликован ряд сообщений об эффективности применения гемцитабина при раке яичника и молочной железы.
Все использованные в данном обзоре работы (номера абстрактов указаны в тексте) опубликованы в Program / Proceedings ASCO, vol. 21, 2002.
Опубликовано с разрешения администрации  Русского Медицинского Журнала.

07.12.2003

Смотрите также:
Сорок лет применения противозачаточных таблеток,   Путеводитель по зубам,   Грудь нараспашку, или Пощади живота своего,   Безопасность одноразовых шприцев третьего поколения,   Диагностика, клиника и терапия гонорейной инфекции
Интересные факты:
Паразиты в доме
Они могут быть переносчиками возбудителей Ку-лихорадки, трансмиссивного везикулезного риккетсиоза, участвуя в поддержании очагов этих и других инфекций. Среди них наибольшее медицинское значение имеют клещи грызунов – крысиный Ornithonyssus bacoti (Hirst, 1913), мышиный Allodermanyssus sanguineus (Hirst, 1914) и птиц – куриный клещ Dermanyssus gallinae (Redi, 1674).
Консервативный метод лечения врожденного вывиха бедра
Муратова Л.Б. Врач-ортопед высшей категории, СПб, ГЛПУ Детская поликлиника №14, [email protected]
Небулизированный будесонид (суспензия Пульмикорта) при тяжелом обострении ХОБЛ
С.Н. Авдеев, О.А. Суточникова, А.С. Белевский, А.Г. Чучалин НИИ Пульмонологии МЗ РФ Хроническая обструктивная болезнь легких (ХОБЛ) является одной из ведущих причин заболеваемости и смертности. Основной причиной обращения больных ХОБЛ за медицинской помощью является развитие обострений заболевания, которые часто требуют не только назначения дополнительной терапии, но и госпитализ
Инфекционный эндокардит (часть II)
К.м.н. Б.С. Белов Институт ревматологии РАМН, Москва Лечение В современных условиях лечение инфекционного эндокардита (ИЭ) остается актуальной проблемой, требующей самого пристального внимания, как в научном, так и в практическом плане. Несмотря на обширный арсенал антимикробных средств, разработанных и внедренных в клиническую практику в течение последних 50 лет, и интен
Рак легкого
Демидчик Юрий Евгеньевич Доктор медицинских наук, профессор, зав. кафедрой онкологии БГМУ

 


© 2005-2017 www.medband.ru, написать письмо
Гемцитабин в химиотерапии некоторых солидных опухолей
Медицина от А до Я. Заболевания. Симптомы.
Rambler's Top100