Яндекс.Метрика
 

   
Главная >> Медицинские статьи >> Педиатрия

Традиционные оздоровительные гимнастики и самомассаж в детском саду

Методические рекомендации для инструкторов и методистов лечебной физкультуры, воспитателей детских дошкольных учреждений, преподавателей физвоспитания

Доцент Н.Г. Коновалова Кафедра лечебной физкультуры, физиотерапии и курортологии Новокузнецкого ГИДУВа.

Содержание
1. Введение
2. Комплексы и методика проведения оздоровительной гимнастики для детей дошкольного и младшего школьного возраста на базе Хатха-йоги
2.1. Методические рекомендации
2.2.Приветствие Солнцу
2.3.В гости к гномам
3. Медведь просыпается
3.1.Методические рекомендации
3.2.Методика проведения
4. Список литературы

Введение
Многочисленные исследования показывают: неблагоприятная экологическая ситуация, сложные социально-экономические условия способствуют тому, что здоровье детского населения Кузбасса не улучшается, а напротив, имеет тенденцию к ухудшению. Среди 30-35% детей дошкольного возраста отмечаются частые ОРВИ , у 3% - снижение зрения [2], распространенность ортопедической патологии доходит до 80% [3], высоки показатели заболеваемости внутренних органов, нервной системы [4]. Это побуждает искать новые пути оздоровления детей.
Среди средств, на которые может опереться современный человек в стремлении сохранить и укрепить здоровье, основными являются природные физические факторы и народные системы оздоровления, включающие гимнастику, самомассаж. Эти системы, как правило, восходят к культурному наследию Китая, Индии и захватывают все аспекты жизни. Сегодня наибольшее распространение во всем мире получили модифицированные терапевтические комплексы, систематизированные медиками и приспособленные для профилактики и лечения многих заболеваний.
В настоящей работе предложены 2 комплекса Хатха-йоги и комплекс оздоровительной гимнастики с самомассажем, построенный на основе традиционных китайских техник. Все комплексы проводятся в игровой сюжетно-ролевой форме, в свободном темпе, без принуждения.
Регулярные занятия оздоровительной гимнастикой и самомассажем позволят детям полнее узнать свой организм, свои возможности и слабые места, интуитивно прочувствовать основные пути восстановления физиологических функций и прилагать целенаправленные усилия для поддержания на хорошем уровне функционирование всех органов и систем.
Эффективность занятий существенно возрастет, если их дополнить закаливанием, рациональным питанием, соблюдением режима дня.

Комплексы и методика проведения оздоровительной гимнастики для детей дошкольного и младшего школьного возраста на базе
Хатха-йоги
Йога - это древнейшее индийское учение, систематизированное мудрецом Патанджали примерно во 2 веке до н.э. Хатха йога - одна из составных частей йоги. Элементы этой древней, стройной и полезной для каждого человека системы физической культуры все шире входят в нашу жизнь.
Физические упражнения Хатха-йоги улучшают кровообращение, помогают нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Они способствуют не только физическому укреплению человека, но и оздоровлению его психики. Для детей гимнастика йогов - это профилактика сколиозов, простудных заболеваний, вегетативных дистоний. Но не только это. Практика показывает, что регулярно занимающиеся дети становятся спокойнее, добрее, у них появляется уверенность в своих силах [5].

Методические рекомендации
Гимнастика с элементами Хатха-йоги доступна людям любого возраста. В ней основное внимание уделяется статическому поддержанию позы. Выполнение упражнений сочетается со спокойным дыханием и расслаблением. Для повышения интереса у детей дошкольного и младшего школьного возраста занятия удобно проводить в форме спокойной сказки, которую рассказывает ведущий. Каждое упражнение целесообразно разучивать отдельно. Показ сопровождается пояснением. Изучая упражнение, желательно создать образ, доступный детскому пониманию, вызвать у ребенка желание войти в предложенный образ. Очень важно поддерживать на занятиях спокойную доброжелательную обстановку.
Для занятий подходит чистое, проветренное помещение; либо чистая, ровная открытая площадка. При выполнении упражнений из исходных положений сидя и лежа используют циновки или коврики, размеры которых соответствуют росту ребенка. Одежда для занятий должна быть легкой, не стеснять движения, хорошо пропускать воздух. Лучше использовать одежду из натуральных волокон. Обувь не требуется. Оптимальное время для занятий - утром перед завтраком. Если оно почему-либо не подходит, можно заниматься перед обедом или после сончаса. До занятий необходимо освободить мочевой пузырь, носоглотку, желательно освободить кишечник.
Продолжительность занятий постепенно увеличивают от 5-7 минут до 20-30 минут у детей дошкольного возраста и до 30-40 минут у детей младшего школьного возраста.Все упражнения проводятся в свободном темпе, без принуждения. Каждый ребенок выполяет упражнения в том объеме, который ему доступен и приятен. Если ребенок по каким-либо причинам не хочет выполнять упражнение, он может просто наблюдать за выполнением, или выполнять частично.

Приветствие Солнцу
Древнее комплексное упражнение Аюрведы Приветствие Солнцу (Сурья Намаскар) охватывает тело, дыхание и психику. Его регулярное выполнение способствует укреплению и растяжению мышц, суставов конечностей, улучшает состояние позвоночника и внутренних органов [10].
Комплекс состоит из 12 поз (асан), которые выполняются в точной последовательности одна за другой. Каждое движение синхронизировано с дыханием. Комплекс можно выполнять как самостоятельное занятие или как разминку перед любым физкультурным занятием, в частности, занятием Хатха-йогой.

Рис. 1                    Рис. 2                  Рис. 3
Традиционно этот комплекс выполняют на рассвете при восходе солнца. Перед его выполнением солнце приветствуют такими словами: «О источник света и энергии на земле! Из своих бесчисленных лучей даруй мне хоть один, чтобы я мог хоть на миг засветиться и засверкать под ним так же ярко, как и ты!» [7].
Разучивают каждую позу отдельно. После освоения отдельных поз учатся выполнять их в плавной последовательности одна за другой. Все позы со сгибанием туловища выполняют на выдохе, с разгибанием - на вдохе.

Рис. 4                 Рис. 5               Рис. 6                   Рис. 7

  1. Поза «Приветствие». Встать прямо, ноги вместе, стопы параллельно друг другу. Ладони сложены вместе перед грудью. Грудная клетка расправлена, живот подтянут, спина прямая, взгляд прямо перед собой, дыхание свободное (рис.1).

  2. Поза «Горы». На вдохе спокойно поднять руки вверх, расправить грудь, потянуть вверх спину, порасти. Пятки не отрывать от пола (рис.2).

  3. Поза «Рука к ноге». На выдохе наклониться вперед и вниз. Положить кисти на пол так, чтобы основания ладоней находились на одном уровне с пятками. Если не удается - согнуть ноги в коленях (рис.3).

  4. Поза «Всадник». На вдохе отставить левую ногу назад и опустить левое колено на пол. Правую ногу согнуть в коленном и тазобедренном суставах. Одновременно потянуться спиной кверху, расправить грудь (рис.4).

  5. Поза «Гора». На выдохе приставить правую ногу к левой, поднять таз как можно выше. Голова, шея, надплечья расслаблены. Пятки стоят на полу (рис.5).

  6. Поза «Восемь членов». Плавно опустить на пол оба колена, оба локтя, грудь и подбородок. Теперь к полу прикасается восемь частей тела: 2 стопы, 2 колена, 2 локтя, грудь и подбородок, что и дало название этой позе. Дыхание произвольное (рис.6).

  7. Поза «Кобра». На вдохе поднять и расправить грудь, опираясь кистями о пол. Локти прижаты к полу. Расправить грудь, расслабить надплечья, шею. Спину тянуть вверх. В комплексе это упражнение начинать выполнять с поясницы, шею назад сильно не разгибать [2] (рис.7).

  8. Поза «Гора» в точности повторяет 5. При выдохе оторвать таз, бедра, голени от пола, как можно выше поднять ягодицы (рис.5).

  9. Поза «Всадник» повторяет 4. При вдохе правую ногу поставить между кистей рук. Левую ногу оставить сзади, левое колено на полу. Спину потянуть кверху (рис.4).

  10. Поза «Рука к ноге» повторяет 3. При выдохе поставить левую ногу к правой, наклониться вперед. Шея, надплечья расслаблены (рис.3).

  11. Поза «Гора» повторяет 2. При вдохе выпрямить туловище, поднять руки кверху, расправить грудь (рис.2).

  12. Поза «Приветствие» повторяет 1. При выдохе опустить руки, сложить ладони перед грудью (рис.1).

Сделать несколько вдохов-выдохов в позе «Приветствия» и повторить весь цикл, поменяв опорную ногу.

В гости к гномам

Следующий комплекс составлен из отдельных поз, простых в исполнении и благоприятно влияющих на осанку.

Рис. 8               Рис. 9               Рис. 10              Рис. 11             Рис. 12             Рис. 13
1. Поза «горы». Встать прямо, ноги вместе, стопы параллельно. Проверить осанку: колени, ягодицы, живот подтянуты, надплечья, грудная клетка расправлены. Этого исходное положение для всех поз, выполняемых стоя. На вдохе поднять руки над головой, потянуться за руками. Пятки стоят на полу.
2. Поза «дерева». Левую ногу поставить на внутреннюю поверхность бедра правой пальцами вниз. Соединить ладони рук над головой. Колено опорной ноги, ягодицы, живот подтянуты. Тело прямое. Принять исходное положение, повторить с опорой на левую ногу.
3. Поза «вытянутый треугольника». Ноги прыжком расставить шире плеч, стопы параллельно. Руки в стороны на уровне плеч ладонями вниз. Правую стопу повернуть на 90 градусов вправо. С выдохом наклон к правой ноге, потянуться правой кистью к полу около правой стопы. Взгляд на 1 палец левой руки. Грудь и таз должны располагаться в одной плоскости (рис.8).
Принять исходную позу. Повторить с наклоном к левой ноге.
4. Поза «Повернутый треугольник». Ноги прыжком расставить шире плеч, стопы параллельно. Руки в стороны на уровне плеч ладонями вниз. Правую стопу повернуть на 90 градусов вправо. С выдохом, сохраняя положение рук, повернуть туловище вправо, наклониться к правой ноге, потянуться левой кистью к полу около правой стопы. Взгляд на 1 палец правой руки (рис.9).
Принять исходную позу. Повторить с наклоном к левой ноге.
5. Поза «вытянутого бокового угла». Ноги прыжком расставить в широкую стойку. Руки в стороны на уровне плеч ладонями вниз. Повернуть правую стопу на 90 градусов вправо, согнуть до образования прямого угла в коленном суставе и положения бедра параллельно полу. Правую ладонь положить на пол у наружного края правой стопы, правой подмышкой накрывая колено. Левую руку вытянуть над левым ухом. Грудь и таз должны располагаться в одной плоскости (рис.10).
Принять исходную позу. Повторить в левую сторону.
6. Поза «развернутого бокового угла». Ноги прыжком расставить в широкую стойку. Руки в стороны на уровне плеч ладонями вниз. Повернуть правую стопу на 90 градусов вправо, согнуть до образования прямого угла в коленном суставе и положения бедра параллельно полу. Повернуть туловище и левую ногу, стремясь перенести левую руку через правое колено. Левую ладонь положить на пол возле внешней стороны правой стопы. Правую руку вытянуть над правым ухом (рис.11).
Принять исходную позу. Повторить в другую сторону.
7. Поза Вирабхадры 1. Вирабхадра - могучий герой эпоса Индии, сотворенный богом Шивой. Поднять руки вверх, соединить ладони над головой, потянуться вверх за руками, оставаясь пятками на полу. Прыжком расставить ноги шире плеч. Повернуть правую стопу на 90 градусов вправо, одновременно разворачиваясь вправо. Согнуть правую ногу до образования прямого угла в коленном суставе и положения бедра параллельно полу. Прогнуться в спине, руками тянуться к потолку. Смотреть на кисти рук (рис.12).
Повторить в другую сторону.
8. Поза Вирабхадры 2. Поднять руки вверх, соединить ладони над головой, потянуться вверх за руками, оставаясь пятками на полу. Прыжком расставить ноги шире плеч. Повернуть правую стопу на 90 градусов вправо, одновременно разворачиваясь вправо. Согнуть правую ногу до образования прямого угла в коленном суставе и положения бедра параллельно полу. Руки вытянуть в стороны ладонями вниз так, словно два человека растягивают за руки в разные стороны. Лицо повернуть вправо и направить взгляд на правую ладонь (рис.13).
Повторить в другую сторону.
Поза Вирабхадры 3. Поднять руки вверх, соединить ладони над головой, потянуться вверх за руками, оставаясь пятками на полу. Прыжком расставить ноги шире плеч. Повернуть правую стопу на 90 градусов вправо, одновременно разворачиваясь вправо. Согнуть правую ногу до образования прямого угла в коленном суставе и положения бедра параллельно полу. Вдохнуть, прогнуться в спине, потянуться к потолку руками. С выдохом наклонить туловище вперед и положить грудь на правое бедро. Задержаться в этом положении примерно на 2 дыхательных цикла. Выпрямить правую ногу, одновременно оторвав левую ногу от пола. Вытянуться так, чтобы все тело было параллельно полу, правая нога - перпендикулярна. Вернуться в позу Вирабхадры 1, повторить в другую сторону.
Поза интенсивного вытяжения. Руки сложить в позу приветствия (ладонь к ладони, пальцы вверх) за спиной. Прыжком ноги расставить шире плеч. Повернуть правую стопу на 90 градусов направо. На вдохе наклониться прогнувшись вправо и с выдохом опустить голову, надплечья к правому коленному суставу. В наклоне повернуться к левому коленному суставу. Выпрямиться. Повторить в другую сторону.
Поза «саранчи». Лечь на пол на живот. Руки вытянуты вдоль туловища. С выдохом поднять одновременно голову, грудь, ноги. Руки тянуть назад. Оставаться в этом положении как можно дольше при нормальном дыхании.
Поза «половина лодки». Сесть на пол. Вытянуть прямые ноги вперед. Пальцы рук переплести, сложить на затылке. Локти в стороны. Выдохнуть, отклонить туловище назад, одновременно поднять прямые ноги над полом. Дышать свободно. Можно облегчить последнее упражнение, поставив руки в упор за спиной, надплечья расслаблены. Можно еще облегчить упражнение, согнув ноги в коленных суставах.
Поза «прямого угла». Исходное положение лежа на спине, руки вытянуты вдоль туловища ладонями вниз. На выдохе поднять ноги до образования ими угла с туловищем 90 градусов. Пятки тянуть вверх (рис.14). Удерживать позу как можно дольше при нормальном дыхании. Принять исходное положение.
«Мертвая» поза. Исходное положение лежа на спине, руки вдоль туловища. Закрыть глаза. Проследить, как расслаблены мышцы, как симметричны левая и правая половины тела. Отметить, где остались следы напряжения и просто позволить им уйти, уступить место покою. Отдохнуть. Потянуться пятками вниз, Завести руки за голову, потянуться руками вверх. Одновременно потянуться пятками вниз, а руками вверх, порасти. Открыть глаза, встать.

Предложенный комплекс можно проводить в различной сюжетной форме. Например, вариант путешествия в гости к гномам. Номера поз указаны в скобках. Пока дети держат позу, ведущий рассказывает об этой позе, делая акцент на правильном ее выполнении. Ведущий приглашает ребят сходить в гости к гномам, рассказывает им, что гномы очень пугливые, чтобы увидеть их секреты необходимо вести себя тихо-тихо и очень спокойно. Гномы живут в пещере под горой. Пришли к горе (1). Гора высокая, ох какая высокая гора. Она прочно стоит на земле. Она вросла в землю, а вершина ее устремляется к небесам. У подножья горы стоит стройный кипарис (2). Высокий, прямой кипарис, к солнцу тянется своими сомкнутыми ветвями. У корней кипариса вход в пещеру. А рядом стоит другой такой же кипарис (2), стройный кипарис, тоже к солнышку тянется, крепко, надежно стоит. Вот и мы вошли к гномам. Сколько ходов, переходов, разве все рассмотреть? Вот мы наклонимся, да вверх поглядим, какие у них там потолки расписные (3). А с другой стороны - еще краше (3). Вот мы и с другой стороны поглядим. А позади как интересно (4)! А с другой стороны (4)! Вот совсем низенький ход, а там коллекция старинных вещей (5). Сейчас мы к ней потянемся. Не достанем - так хоть поглядим. Ах, узкий проход, но и с другой стороны тоже все интересно (5), мы и туда потянемся. А за спиной-то у нас, за спиной - коллекция игрушек (6). Интересные игрушки. А с другой стороны - совсем другие (6), но тоже интересные. А вот над головой парит диковинная птица (7). Мы сделаем колпак из рук и поглядим, а птица нас за гномов примет. С другой стороны другая птица (7). И на эту поглядим. О, птица приняла нас за гномов. Она нас покатает (8). Мы ей поможем - расправим руки, вытянем спину. И другая птица может нас покатать (8). Мы и ей помогаем. Теперь мы смотрим на гномье царство с высоты птичьего полета (9). Под нами проплывают их улицы, парки... Полетели в другую сторону (9). Как изменился пейзаж. Теперь снизу газоны, цветы... Вот какие-то гномы в шапках что-то ищут внизу. Внимательно рассматривают что-то, сами согнулись (10) И с другой стороны такие же гномы. А мы наконец-то прилетели к берегу подземного озера. У берега лодка (11) стоит на причале лодка. Может быть мы можем покататься? Лодка так приветливо стоит. Пожалуй мы покатаемся (12). Как интересно плавать по подземному озеру! Мы еще покатаемся. Пора выходить. Намочили пятки. Теперь будем сушить (13). Пусть пятки сохнут.
Устали. Пора и отдыхать (14). Легли ровно, тело само нашло удобную-удобную, ровную-ровную позу, чтобы обе половины тела отдохнули и расслабились одинаково, хорошо восстановили свои силы после путешествия. Пусть нам приснится, как мы хорошо отдохнули, набрались силы. Отдохнули. Потянулись пятками вниз, руками кверху. Выросли большими-пребольшими. Возвращаемся в человеческое царство.

Медведь просыпается

(комплекс оздоровительного самомассажа для детей дошкольного и младшего школьного возраста и методика его проведения)
Наиболее простыми, доступными пониманию, запоминанию и исполнению ребенка являются комплексы оздоровительной гимнастики, самомассажа, представленные в игровой, сюжетно-ролевой форме.
В настоящей работе представлен оригинальный комплекс оздоровительной гимнастики и самомассажа, составленный на основе традиционных китайских техник. Занятие построено с акцентом на самомассаже кистей, стоп, ушных раковин. Начинается оно с выполнения перекатов в группировке, при этом происходит массаж позвоночника и паравертебральных областей. Затем проводится самомассаж кистей, головы, стоп в положении сидя, выполнение упражнений из исходного положения стоя на четвереньках и стоя. Последовательность исходных положений повторяет становление поз и движений в онтогенезе. Это благоприятно сказывается на здоровье ребенка, поскольку позволяет устранить небольшие дефекты формирования двигательных стереотипов. Если они имели место в процессе онтогенеза.
Комплекс облегчает пробуждение организма, стимулирует деятельность внутренних органов, оказывает общеукрепляющее воздействие, мобилизует защитные силы организма, стимулирует его способность к естественному исцелению, способствует повышению работоспособности, психо-эмоциональной разрядке, улучшению настроения. Поэтому он полезен для людей любого возраста, особенно - детям, для которых важно закладывать основы здоровья, формировать привычку «быть здоровым», готовить организм к все возрастающим школьным нагрузкам. Регулярные занятия имеют и воспитательное значение. Они способствуют формированию у детей привычки следить за своим здоровьем, тонко чувствовать состояние своего организма и восстанавливать резервы не дожидаясь начала заболевания.

Методические рекомендации
Заниматься лучше ежедневно, либо в одни и те же дни недели, на голодный желудок, после сна. В детском саду удобно заниматься после дневного сна.
С целью повышения интереса детей к занятиям, предлагается проводить их в сюжетно-игровой форме, представляя себя, например, просыпающимися медвежатами. Воспитатель или преподаватель физической культуры рассказывает сказку, а ребята ее представляют, выполняя разнообразные приемы массажа. До тех пор, пока ребята не выучат приемы, рассказ должен сочетаться с показом.
Сюжет сказки периодически необходимо менять, сохраняя порядок приемов массажа. Просыпаться может барсук, енот, кот... Герой может не просыпаться, а готовиться к каким-либо спортивным или иным достижениям, например, к выступлению в зверином театре, встрече деда Мороза, иным событиям, значимым для детей.

Методика проведения
Методика изложена на примере сюжета весеннего пробуждения медвежат.
1. Зима. Маленькие медвежата спят в берлоге, свернувшись калачиком, обняв ноги руками, лобиками уткнувшись в коленки.
Исходное положение лежа на боку в группировке.
2. Пришла весна. Светит яркое солнце. Снег тает. В берлоге становится сыро, не уютно. Медвежата перекатываются с боку на бок, перекатываются на спинке от головы к хвосту и обратно. Сыро...
Перекаты в группировке с боку на бок, перекаты на спине по 4 раза.
3. Надо просыпаться. Медвежата сели, потерли друг о друга ладошки, начали будить пальчики.
Потирание ладоней 4-6 раз.
Поочередное циркулярное растирание пальцев по 4-6 раз, растяжение пальцев по оси 1-2 раза, массаж боковых поверхностей пальцев 4-6 раз, сухое «умывание» рук 1-2 раза, круговое растирание запястий 2-4 раза.
4. Разбудили пальчики, начали приводить в порядок передние лапки. Погладили шерсть на передних лапах по тыльной поверхности до плеча, по ладонной - до пальчиков. Сначала легко гладим, не прикасаясь к коже. У медведя шерсть длинная, густая. Сначала разглаживаем самый верхний слой. Потом поглубже слой шерсти, уже чуть прикасаемся к коже. А теперь плотно прижимаем ладошки к телу. Постучали слабо сжатым кулачком чтобы хорошо проснулись лапочки.
Бесконтактный массаж, ладонное плоскостное поглаживание, растирание, поколачивание верхних конечностей по ходу энергетических каналов слабо сжатым кулачком. Все приемы проводим 1-2 раза.
5. Вновь потерли друг о друга ладошки, начинаем будить голову. Погладили себя по голове от затылка к темени, от ушей к темени, ото лба к темени. Простучали слабо сжатым кулачком по тем же направлениям. Подергали себя за волосики - проверили медвежата, крепко ли держится их шерсть и вновь погладили.
Граблеобразное поглаживание, прерывистая вибрация и непрерывистая вибрация, потягивая за волосы, граблеобразное поглаживание волосистой части головы. Все приемы проводим 2-4 раза.
6. Потерли ладошки и подушечками пальцев легко погладили лоб над бровями снизу вверх. Погладили поверх шерсти. Кожа едва чувствует прикосновение, но остается совершенно гладкой. Ладошками погладили лоб от середины в стороны.
Ладонное плоскостное поглаживание лба по ходу лобной мышцы и лобной фасции 2-4 раза.
7. Потерли ладошки и погладили брови от центра в стороны подушечками 1-2 пальцев.
Щипцеобразное поглаживание бровей 2-4 раза.
8. Пора будить глаза. Шея у медведя не очень хорошо двигается, двигать будем только глазами. Медвежонок увидел первую бабочку, следит за ней. Поглядели на вдох - вверх, на выдох - вниз, на вдох - вправо, на выдох - влево, на вдох -влево, на выдох - вправо, сделали большие круги глазами по часовой стрелке, против часовой стрелки. Все движения медленные, сочетаются с дыханием. А теперь быстро-быстро и легко поморгали, представили что веки - это крылья бабочки.
Упражнения для глаз выполняем с максимальной комфортной амплитудой по 1-2 раза медленные, 4-8 раз быстрые.
9. Медвежата потерли лапы и умыли мордочки снизу вверх, не прикасаясь к ним, поверх шерсти.
Бесконтактный массаж лица 1-2 раза.
Начинаем будить уши. Уши - очень важный для медведя орган. Медвежата тщательно будят уши. Потерли ладони друг об друга 4-6 раз. Подергали оба ушка за верхние края вверх, за мочки вниз, за серединку назад по 4-6 раз. Большим и указательным пальцами гладим, разминаем и гладим завитки ушей по 1-2 раза. Кончиком указательного пальца круговыми движениями 2-4 раза массируем внутреннюю часть ушной раковины. Разогреваем трением ладошки и массируем ушные раковины вперед-назад 2-4 раза, при движении вперед заворачиваем ушную раковину. Делаем вилочку из 2 и 3 пальцев и массируем уши снизу вверх 4-6 раз.
Самомассаж ушей.
11. Будим шею и надплечья. Потерли ладони друг об друга. Погладили заднюю поверхность шеи, надплечья сверху вниз правой и левой лапками поочередно, поразминали шею и надплечья в тех же направлениях по 2 раза.
Ладонное плоскостное поглаживание, разминание задней поверхности шеи, надплечий.
12. Медвежата славно поработали. Они довольны. Переплели пальчики, прижали лапки ладошками к груди - вдох, повернули ладошки наружу, потянули лапочки вперед - выдох. Прижали ладошки к груди - вдох, повернули ладошки от себя, потянулись лапками вверх - выдох. Почувствовали, как расправляется спинка, растут медвежата.
Упражнения на растяжение мягких тканей верхних конечностей, межлопаточной области.
13. Пришла очередь просыпаться и задним лапкам. Сели поудобнее, потерли ладони друг о друга и будим пальчики на одной задней лапке: растираем, двигаем каждый пальчик, чтобы он проснулся.
Поочередное циркулярное растирание пальцев 4- 6 раз, растяжение пальцев по оси 1-2 раза, массаж боковых поверхностей пальцев 4-6 раз, максимальное сгибание и разгибание их 1-2 раза.
14. Разбудили пальчики, начали приводить в порядок стопы. Погладили подошвы 2-4 раза, постучали их слабо сжатым кулачком 1-2 раза и опять погладили и растерли кулачком в направлении от пальцев к пятке и обратно 2-4 раза. Погладили тыльную поверхность стопы от пальцев к голеностопному суставу 2 раза, тщательно растерли ее 2-4 раза. Нашли выше пяточки сухожилие, взяли его в щепотку с одной стороны большим пальцем, а с другой - остальными и растерли вверх-вниз 4-6 раз. Взяли стопу за пальчики и повращали внутрь и наружу по 4 раза.
Ладонное и гребнеобразное поглаживание, растирание подошвенной, ладонное поглаживание, растирание тыльной и боковых поверхностей стопы, щипцеобразное поглаживание, растирание области ахиллова сухожилия, пассивные движения в голеностопном суставе.
Повторили то же с другой лапкой.
15. Разбудили стопы, будим задние лапки. Выпрямили ноги. Похлопали икрами ног по полу, поочередно слегка сгибая колени, 2-4 раза. Максимально напрягли мышцы ног, стопы под прямым углом, т.е. пальцы ног направлены вверх. Расслабили ноги. Потерли ладони друг о друга. Погладили колени вокруг надколенников 2 раза, растерли ладонями 2-4 раза, слегка посмещали надколенники вверх, вниз, в стороны по 1-2 раза.
16. Погладили шерсть на задних лапах по наружной поверхности - к стопе, по внутренней - к туловищу. Сначала легко гладим, не прикасаясь к коже, по шерсти 1-2 раза. Потом поглубже слой шерсти, уже чуть прикасаемся к коже 1-2 раза. И, наконец, плотно прижимает ладошки к телу. Постучали по ножкам слабо сжатыми кулачками в тех же направлениях 1-2 раза. Потянули задние лапки пальцами вперед, теперь - пяточками вперед, а теперь - одну пальцами, а другую пяточкой вперед и наоборот. Вот и готовы лапки бегать, прыгать и играть.
Медвежата играют.
Разделились на пары, встали на четвереньки лицом друг к другу. Округлили спинку, потянули спинку кверху, пошипели; прогнули спинку, повиляли хвостиками. Выпрямили ноги, потянули хвостики кверху, кто выше поднимет свой хвост? Прогнули спинку, повиляли хвостиками. Повернули пятки вправо, пальцы влево, выпрямили ноги, потянули кверху хвостики, порычали; прогнули спинку, повиляли хвостиками. Повернули пятки влево, пальцы вправо, потянули кверху хвостики, порычали; прогнули спинку, повиляли хвостиками.
Теперь медвежата полностью проснулись, размялись. Они готовы к играм, соревнованиям, прогулкам, словом всему, что им предложит жизнь.

Список литературы.
1. Айенгар Б.К.С. Прояснение йоги (Йога Дипика): Пер. С англ..-М.:МЕДСИ ХХ1, 1993.- С.53- 416.
2. Жоселин Орби, Хо-хань Чан. Секреты китайской системы До-Ин. Исцеление кончиками пальцев/ Пер.с англ.- К.: «София», 1998.- С. 33-70
3. Образование.Личность.Здоровье: Коллективная монография под ред. М.Н.Лазутовой, Э.М.Казина.- Кемерово, 1996.-С.45
4. Коновалова Н.Г., Бурчик Л.К. Обследование и коррекция осанки у детей дошкольного возраста. В сб. Физическое воспитание детей дошкольного возраста. - Новокузнецк, 1998.- С.13-23.
5. Казин Э.М., Лурье С.Б. Состояние здоровья школьников и факторы его формирующие. В сб. Валеологические аспекты образования. - Кемерово, 1995.-С.96-100.
6. Платохина Л.И. Хатха-йога для детей: кн. Для учащихся и родителей. - М.: Просвещение, 1993.- 160с.
7. Рофидаль Ж. Ду-ин. М.-1991, С.11-35.
8. Тетерников Л.И. Рациональная йога. - М.: Знание, 1992.- С.94-99
9. Физиотерапия: Пер. с польск. /Под ред. М. Вейса, А. Зембатого.- М.: Медицина, 1986, С.114-142.
10. Харазян Э. Тай-ди (древнекитайская оздоровительная гимнастика).- Тверь, 1989, 14с.
11. Чопра Д. Идеальное здоровье. - М.: Древо жизни, 1992.- С.371-384

21.04.2006

Смотрите также:
Лекарство от лекарств,   УДК 616.329-002-085-089 лечение гастроэзофагеальной рефлюксной болезни,   Дифференцированная терапия синдрома хронического запора,   Хроническая боль,   График «заразности»
Интересные факты:
Проблемы остеопороза в педиатрии: возможности профилактики
Профессор Л.А. Щеплягина, Т.Ю. Моисеева Научный центр здоровья детей РАМН, Москва Остеопороз (ОП) является системным заболеванием скелета, которое характеризуется снижением костной массы и нарушением ее микроархитектоники, что ведет к снижению прочности кости и повышению риска переломов.
Догоспитальная диагностика пневмонии. Алгоритм диагностического поиска. Методы диагностики. Показания к госпитализации
Мартынов А.В. Рязанская область г.Скопин, терапевтическое отделение ЦРБ, врач-терапевт. E-mail: [email protected] 
Современная стратегия и тактика терапии больных эпилепсией подросткового и юношеского возраста с коморбидными психическими нарушениями
Э.Л. Максутова, Е.В. Железнова, Л.В. Соколова НИИ психиатрии МЗ РФ, Москва ©GlaxoSmithKleine 2003
Сравнительная характеристика кинетической и статической периметрии в стационарной и амбулаторной практике у больных глаукомой
Г.С. Стоянова, профессор Е.А. Егоров, А.С. Гуров* Российский государственный медицинский университет, OOO "Медприбор"*
Ленивый глаз
Когда человеку сообщают, что у него один глаз - ленивый, он бываетбуквально потрясен. А между прочим это всего лишь один из видовнарушения зрения и встречается не так уж редко. Что он собойпредставляет и можно ли его лечить, рассказывает кандидат медицинскихнаук, врач-офтальмолог московского Института красоты Тамара ДавыдовнаАбугова.

 


© 2005-2017 www.medband.ru, написать письмо
Традиционные оздоровительные гимнастики и самомассаж в детском саду
Медицина от А до Я. Заболевания. Симптомы.
Rambler's Top100