Яндекс.Метрика
 

   
Главная >> Медицинские статьи >> Психиатрия

Метод прикладной креативной медитации

НОВАЯ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА : «Эй-Си-эМ” - (Аpplied Creative Meditation (прикладная креативная медитация- « ACM») “ для решения психологических, психосоматических , ментальных, эмоциональных иличностных проблем пациентов, а также изменения стиля жизни в интересах здоровья.


Cергей Соколовский, к.м.н, психотерапевт.
Кафедра психологии ПФ МГСУ. Пятигорск, Кирова 26, тел 33-27-27.
[email protected]

Новая психотехника АСМ (Ай-Си-эМ) разработана на кафедре психологии ПФ МГСУ в октябре 2005 года, как результат исследовательских семинаров со студентами, анализа их проблем, включая ментальные, личностные, психосоматические и эмоциональные, а также отсутствия эффективных методов лечения для некоторых видов ментальных расстройств.

Данная методика является синтезом и заключительным звеном в когнгитивно - поведенческой терапии, а также теории и практики прикладной медитации, существенно отличающейся от медитативных техник, предложенных ранее.

Когнитивно-поведенческая терапия ставит своей целью через психологическую помощь и консультирование изменение неконструктивного поведения на конструктивное, через проговариваемые и репетируемые модели поведения. Изменения моделей поведения с неадаптивных на адаптивные осуществляется за счет анализа и смены когниций пациента, а также рассмотрения многих его мыслей и чувств, как иррациональных

(автоматических) (1).

Однако, несмотря на признанные успехи и достижения во всем мире, когнитивно поведенческая психотерапия оказывается беспомощной во многих вопросах, связанных с глубинными бессознательными влечениями человека, такими как снижение веса, низкая физическая активность, метаболический синдром, игровые зависимости, некоторые форма алкоголизма, и личностных расстройств, так как все они обусловлены гормональным метаболизмом, над которым пациент часто не властен.(2,3).

При этом, даже несмотря на инструкции психотерапевта и собственную активность пациент с ужасом ощущает, что какая-то неведомая сила несет его по порочному витку патологического поведения.

На наш взгляд это происходит потому, что поведенческий психолог формирует поведение пациента в вербальных конструкциях, а по старинной русской пословице «Хоть сто раз скажи слово «халва»- во рту слаще не станет» - гормональный метаболизм остается прежний, и после психологической сессии пациент с ужасом напивается, наедается сладкого, или идет играть в игровые автоматы.

Не умаляя роли вербального формулирования правильного поведения и рациональной смены когниций, хотим подчеркнуть, что клиент психотерапевта нуждается в некоем

Необычном, позитивно-светлом и глубинном чувстве, которое бы сопровождало его длительное время в психологической реабилитации, могло бы вызываться по собственному желанию, и предопределяло бы иное развитие событий в психопатологии пациента. Таким чувством в религиозных практиках является молитва верующего в трудную минуту, но она тоже вербальная, и при отсутствии сильной религиозной веры или нейролингвистической адекватности, может не помочь (4).

С другой стороны, восточные техники медитации являются сильным инструментом коррекции внутреннего состояния пациента, и при правильном использовании вызывают значительные гормональные и нейрофункциональные сдвиги, фиксируемые объективными анализами и ЭЭГ (5).

Советский Энциклопедический Словарь, изд. «Советская энциклопедия» ,1984, с 776-расшифровывает нам медитацию, как размышление, умственное действие, цель которого приведение психики человека в состояние углубленности и сосредоточенности, сопровождается телесной расслабленностью, отсутствием эмоциональных проявлений, отрешенностью от внешних объектов. Методы медитации многообразны. Встречается в буддизме, мусульманстве (мистика суфизма), отчасти православии («умное делание») и католицизме. Представляют интерес психотерапевтические аспекты.

В противовес официальной точке зрения, наша АСМ - эмоционально окрашенная, сенсуальная медитация в терапевтических целях.

Значительным пробелом таких техник является то, что они предложены религиозными адептами, различными восточными учениями, авторы которых не располагали современными медицинскими, физиологическими и нейропсихологическими знаниями. Вследствие этого неведения они не могли разрабатывать и применять методы прикладной медитации для решения конкретных клинических и ментальных проблем пациента.

Так, Индийские Йоги разрабатывали понятие медитации, более как общеукрепляющую и тренирующую дух, процедуру.

Махариши, разработавший методику трансцендентальной медитации (ТМ), говорил о ней, как о неконкретной концентрации на мантрах, предметах или всеобщих понятиях, лишающих медитацию позитивного целеполагания (6)

Буддисты используют медитативные техники с религиозной целью, и для прекращения страданий (7)

Ошо Раджнеш, предлагал даже танцевальные медитации, медитации при пении и курении (8).

На наш взгляд эти методики играют более религиозное, успокаивающее и философское значения, чем принадлежат клинической психологии, так как не являются эффективным инструментов коррекции данного психопатологического расстройства.

Для практикующего психолога и психотерапевта эти медитативные техники малопродуктивны, так как не ставят конкретных задач для пациента, и не дают конкретного рычага для изменения собственного мышления и поведения.

1.В отличие от вышесказанного предлагаемая нами медитативная техника предлагает вмешательство на уровне ранних ощущений пациента (сенсуализма), так как нет ничего в сознании, чего бы не было раньше в ощущении («Nihil est in intellectu, guod non fuerit prius in sensu”).

2.Методика построена на глубоком и всестороннем представлении пациента о своем ментальном или психосоматическом расстройстве, его триггерных факторах, роли окружения и индивидуальном протекании, альтернативных путях решения проблемы, разрабатываемых клиническим психологом или лечащим врачом с учетом современных данных психологии, психосоматики, нейропсихологии, медицины за 6-12 психотерапевтических, индивидуальных и(или) групповых сеансах.

3.Пациент вместе с психологом или врачом формирует новую конструктивную модель знаний, чувств, поведения и мышления в условиях болезни или ментального расстройства первоначально в вербальных понятиях, но не останавливается на них и идет в своем прогрессе дальше.

4.Он учится распознавать ранние ощущения (сенсуальные стигматы) своих отклонений.

5.В голове пациента уже существует научно обоснованная вербальная реабилитационная модель, адаптированная к конкретному больному и типу личности, к конкретному человеку, с которой он согласен (лечебный договор клиента и психотерапевта).

6.При помощи психолога или психотерапевта пациент конвертирует предварительно согласованную с ним вербальную модель в креативную сенсуальную невербальную модель, с яркой позитивной окраской. Эта образная модель должна быть проста, ясна, привлекательна и всегда позитивно окрашена. Модель может выступать в виде образа, чувства, самоощущения, самомнения или самоуважения, следовых ассоциаций памяти. И это - самое трудное и самое важное в работе психолога, и всегда строго индивидуально («Лечить не болезнь, а больного»).

7. Выработанная сенсуальная модель многократно репетируется в щадящих условиях психотерапевтического кабинета, комфорта и релаксации, доводится до автоматизма.

8.Пацент многократно репетирует самостоятельное распознавание стигмы собственных расстройств в ранних проявлениях и ощущениях и замены их новой сенсуальной моделью.

9.Психологические сессии все усложняются, принуждая распознавать и замещать ощущения креативной сенсуальной моделью в совершенно различных условиях стресса , хаоса и форс-мажорных обстоятельств.

10. Пациент учиться многократно в течение дня меди тировать на этой модели, постепенно замещая креативом все остальные внутренние импульсы не менее 5-7 раз в сутки.

Должны заметить, что такая сенсуальная АСМ может быть глубоко иррациональна по своей сути, лишь бы она работала для данного человека и давала эффект смены мышления, поведения и стиля жизни.

Весь терапевтический курс состоит из 6-10 45-минутных сеансов разговорной терапии, дневниковых записей и анализа глубоких чувств и ощущений, передачи специализированной медицинской и психологической информации, формирования индивидуальной вербальной модели, конверсии её в индивидуальную сенсуальную модель, доработки её до компетентного уровня АСМ, достижения терапевтического согласия и последующих многократных возвратов к АСМ в процессе медитации и жизни, а также в поиске новых, более эффективных сенсуальных моделей АСМ.

Показаниями к методу АСМ являются все ментальные, психосоматические, личностные расстройства, девиации поведения и зависимости, при которых психодинамическая, когнитивно-поведенческая, экологическая и гуманистическая психотерапии не дают достаточно выраженного результата, и больной не способен справиться со своими патологическими тенденциями.

Показания по отдельным нозологиям будут развиваться, расширяться и уточняться по мере развития метода АСМ.

Противопоказаниями к методу АСМ является ранний детский возраст (до 7 лет),

тяжелые формы умственных и психических расстройств (не детализируется), отсутствие мотивации к лечению, негативизм на психолога (психотерапевта), отсутствие внутренних ресурсов для прохождения курса (терпения, желания, свободного времени, исполнительности, конструктивности в парной работе с психологом).

Литература:

1.Александров А.А. «Современная психотерапия. Курс лекций. Санкт-Петербург.1997.-с 82.

2. Соколовский С.Р. Почему люди чрезмерно едят. 3 печ. л.- MedLinks.Ru версия 3.5. © MedLinks.ru 2000-2005. Все права защищены, 2005 г.

3.Magraf J. Fat or fiction? Outpatient treatment of obesity. XXXY Annual Congress of EABCT.

September 21-24, 2005. Thessalonica, Greece, PW 9, p.8.

4.Новый завет и Псалтырь. The Gideons International. От Матфея.13:58 с. 29.

5.Гринберг Дж. Управление стрессом.-7-е изд.-СПб.: Питер,2004.- с.210. (Серия «Мастера психологии).

6.Там же, с 210.

7.Чаттерджи С., Датта Д. Индийская философия: Пер. с англ.- М: Селена, 1994, с 142.

8.Раджнеш ОШО. Оранжевая книга. Измерение неведомого. М. 1991.-288 с.

Опубликовано с согласия автора
26.10.2005

Смотрите также:
Правильное питание — залог здоровья,   Эффекты антагонистов кальция, АПФ_ингибиторов и других антигипертензивных препаратов: проспективный анализ рандомизированных исследований,   Тест: Консерватор или радикал?,   Вы спрашивали о резус-факторе... Группа крови и резус-фактор,   Нутритивная поддержка онкологических больных пептидными смесями
Интересные факты:
Современное представление о постинфарктном ремоделировании левого желудочка
Профессор Ю.В. Белов, В.А. Вараксин Российский научный центр хирургии РАМН, Москва
Строение черепа или красив ли человек своей асимметрией?
Пестриков В.А. Уважаемые читатели! Эта статья начинает серию публикаций о строении нашего мозга, его функциях и болезнях. Сегодня мы поговорим о черепе.
Дифференциальная диагностика подагрического артрита и методы его купирования
К.м.н. В.Г. Барскова, академик РАМН, профессор В.А. Насонова ГУ Институт ревматологии РАМН, Москва
Внутрипеченочный холестаз при болезнях печени: от диагноза до лечения
П. Я. Григорьев, Э. П. Яковенко РГМУ, Москва Внутрипеченочный холестаз (ВХ) может развиваться на уровне гепатоцитов или внутрипеченочных желчных протоков. Соответственно этому выделяют ВХ, обусловленный поражением гепатоцитов и каналикул, и ВХ, связанный с поражением протоков.
Проблемы онкоиммунологии
Подготовила Наталья Полищук Понимание роли иммунной системы при опухолевых заболеваниях стало результатом стремительного развития одного из наиболее сложных разделов современной онкологии — иммунологии злокачественного роста. Это научное направление сформировалось в конце 50-х — начале 60-х годов прошлого столетия благодаря усилиям отечественных и зарубежных исследователей, в

 


© 2005-2017 www.medband.ru, написать письмо
Метод прикладной креативной медитации
Медицина от А до Я. Заболевания. Симптомы.
Rambler's Top100